ИНТЕЛЛЕКТ-ЧАС «К САМОМУ СЕБЕ» (к 1900-летию со дня рождения Марка Аврелия, римского императора и философа)

«ОН БЫЛ ЧЕСТНЫМ БЕЗ НЕПРЕКЛОННОСТИ, СКРОМНЫМ БЕЗ СЛАБОСТИ, СЕРЬЕЗНЫМ БЕЗ УГРЮМОСТИ» (современники о Марке Аврелии).

Древнеримский философ-стоик и император Марк Аврелий принадлежал к знаменитой плеяде «пяти хороших императоров» Римской империи. Правление цезарей Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия стало «золотым временем» в истории этой мощнейшей державы Древнего мира. По словам известного историка Эдварда Гиббона в книге «Закат и падение Римской Империи», «их правление является, вероятно, единственным периодом в истории, когда счастье людей было единственной целью правительства».

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года от Рождества Христова, в семье сенатора. Отец мальчика рано умер, и его сначала усыновил консул Публий Катилий Север. В 139 году после смерти консула Марк был усыновлен императором Антонином Пием. Марк Аврелий получил прекрасное образование, его обучали философии и живописи. Будущий император под влиянием усвоенных философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.

В семнадцать лет Аврелий был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия. В этом браке родилось двенадцать детей, но до зрелых лет дожили только четверо. Императорский период правления Марка Аврелия продолжался почти двадцать лет — с 7 марта 161 года н. э. до его смерти 17 марта 180 года н. э. Некоторое время он управлял государством совместно со сводным братом Луцием Вером.

Император Луций Вер (130 — 169 г. н. э.)
Картина Томаса Коула «Римская империя»

Период правления Марка Аврелия отмечен ожесточенными оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. Эпизоды Маркоманской войны 171 — 175 годов нашей эры запечатлены на барельефах тридцатиметровой колонны Марка Аврелия в Риме. После принятия высшей власти Цезарь Марк Аврелий носил победоносные титулы императора Армянского, Мидийского и Парфянского Величайшего, а также Германского и Сарматского. Он также получил дополнительный титул Отца Отечества. Марк Аврелий скончался 17 марта 180 года от чумы во время похода против германских племен. Это случилось в поселении Виндобон на Дунае (современная Вена).

Колонна Марка Аврелия в Риме

Самым знаменитым философским трудом императора Марка Аврелия стали двенадцать книг (точнее, глав) под общим названием «Рассуждения, или Письма к себе» (в другом переводе «К самому себе» — «Та eis heauton»). Эти записи были написаны на греческом языке во время военных походов и найдены после смерти философа.

В своем сочинении автор предстает перед нами как человек, в высшей степени интеллектуально одаренный, необычайно проницательный наблюдатель, наделенный редкой интуицией. «К народу он обращался так, как это было заведено в свободном государстве… Он делал плохих людей хорошими, а хороших — замечательными», — писал римский историк Юлий Капитолин в «Жизнеописании Марка Антонина Философа». Этике Марка Аврелия Антонина был присущ фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Но этика «Размышлений» не пассивна, она требует от людей не только покорности и терпения. Сама кратковременность жизни есть призыв человека к действию. «Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним».

Марк Аврелий призывал к добродетелям и разумной жизни, к внутреннему самосовершенствованию. Император считал, что воистину свободен только человек, руководствующийся умом, а не желаниями и страстями. Мечта грека Платона и римлянина Сенеки о царстве философов на земле никогда не была столь близка к воплощению, как во времена правления Марка Аврелия.

ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ТРАКТАТА МАРКА АВРЕЛИЯ «К САМОМУ СЕБЕ»

Единение с природой: «Ты всегда должен мыслить мир, как единое существо, с единой сущностью и единой душой».

Безразличие к смерти, легкость в отношении скоротечности жизни: «Следует смотреть на всё человеческое как на мимолетное … Расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее дереву».

Верность своей деятельности, делу жизни, добродетели: «Если ты, следуя правому разуму, будешь … ревностно и любовно относиться к делу, которым ты в данный момент занят, — ты будешь жить хорошо».

Настоящее – единственно важное время: «Помни также, что каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью».

Апатия по отношению к славе, почестям и излишествам: «На берегу морском один слой песка наносится на другой и скрывает его под собой. Точно так же и в жизни: бывшее раньше очень быстро исчезает под тем, что наступает вслед за ним».

Стойкость перед лицом невзгод: «Не раздумывай о том, сколько и какого рода страданий придётся … перенести, но при каждом, угрожающем тебе, обращайся к себе с вопросом: «Что, собственно, во всем этом такого, чего нельзя было бы перенести и стерпеть?».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.