ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ «СЕМЬЯ ТИБО»

(к 140-летию со дня рождения французского писателя Роже Мартена дю Гара)

«Без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, но потом ничего не остается» (Р. М. дю Гар).

Роже Мартен дю Гар  (Roger Martin du Gard, 23.03.1881 — 22.08.1958) — французский писатель, лауреат Нобелелевской премии по литературе «за художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».

Дю Гар  начал писать под влиянием творчества  Л.Н. Толстого. Первые два романа автор посчитал недостаточно хорошими для публикации и уничтожил их рукописи. Известность дю Гар получил в связи с романом «Жан Баруа» (1913). В этом произведении писатель использовал новую технику совмещения диалога с историческим документом. Герой книги, в молодости набожный католик, отказывается от религии, но перед смертью возвращается к ней. Мотивом этого романа послужило чувство разочарования интеллигенции в общественной деятельности, безысходности борьбы против политиканства, клерикализма и антисемитизма.

Наиболее крупная работа Мартена дю Гара — восьмитомный роман «Семья Тибо». В этом монументальном произведении рассказана история двух братьев — Жака и Антуана, детей богатого буржуа. На примере их взаимоотношений и полного расхождения во взглядах (в том числе религиозных и политических) представлена панорама жизни французского общества начала прошлого столетия. Автор мастерски анализирует процесс преобразования старого мира и рассматривает феномен человека XX века. За этот роман Роже Мартен дю Гар был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1937 году.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - les-thibault-tome-ii-livre-875925116_l.jpg

Роман начинается, как семейная хроника в первых частях, но потом перерастает в историю становления личности в новом веке. Семья для автора является маленькой частью социума, и он, таким образом, описывает в ней сложное и противоречивое общество с его внутренними проблемами.

Роман-эпопея  классика  французской  литературы  Роже  Мартена  дю  Гара посвящен эпохе великой смены двух миров,  связанной с  войнами и  революцией (XIX —  начало XX  века).  На  примере судьбы каждого члена семьи Тибо автор вскрывает сущность человека и  показывает жизнь в  ее  наивысшем выражении — жизнь как творчество и человека как творца.

Взыскательный, глубокий художник, подлинный мэтр, дю Гар тяготел к традиционной реалистической манере, был старомоден, но в самом положительном смысле, держался в стороне от горячих споров относительно возможностей обновления литературы и не искал популярности, желая увлечь читателя экспериментом и какой-то вызывающей новизной. Присуждение французскому писателю Нобелевской премии по литературе стало закономерным признанием его достойного статуса среди высокоталантливых современников. В то время, как его коллеги по большей части тяготели к прозе субъективно-психологической в духе Пруста и Джойса, Мартен дю Гар был привержен к школе Золя и Толстого, к эпической прозе широкого дыхания, «населенной» немалым числом уверенно прорисованных персонажей.

В последние годы жизни Мартен дю Гар работал над романом «Дневник полковника Момора», но не успел закончить его. Роман был опубликован посмертно по авторским рукописям. Свою же главную книгу «Семья Тибо» он определял как «огромный роман о Добре и Зле», написанный в духе поэтики Л.Н. Толстого, когда ориентиром для него была «Война и мир». Предсмертные записи писателя звучали как его завещание: «Я считаю Толстого величайшим из мастеров». В русском гении от литературы дю Гара привлекали основательность, вдумчивость, многогранная реалистичность образов.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.