ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ» (к 150-летию со дня рождения Марии Монтессори, итальянского педагога и психолога)

«Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места» (М. Монтессори).

Мария Монтессори  (Мария Текла Артемизия Монтессори, 31.08.1870 — 06.05.1952) — всемирно известный итальянский педагог, врач, ученый. Она вошла в историю как автор педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания и развития детей.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, в маленьком провинциальном городе Кьяравалле. Отец Марии — Алессандpо Монтессори — был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани.

Мария была единственным ребенком в семье, и ее родители делали все возможное, чтобы она получила хорошее образование. Особые таланты девочка проявила в естественных науках. В двенадцать лет благодаря своим познаниям и упорству она была принята в техническую школу для юношей. Это было немыслимо для того времени, ибо лицам женского пола разрешалось учиться только в гуманитарных учебных заведениях.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. В тогдашней Италии медицина была мужской привилегией. Однако Мария поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. Отец сопровождал дочь на каждую лекцию, потому что девушка не имела права посещать учебное заведение без сопровождения мужчины.

16-летняя Мария Монтессори при поступлении в университет

Еще в университете Монтессори активно выступала за социальные права женщин и стала одним из лидеров движения за женское равноправие. В 1904 году ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

М. Монтессори — делегат Международного конгресса женщин (Берлин, июнь 1904 г.)

Всю жизнь Монтессори училась и занималась самообразованием, она в совершенстве знала несколько иностранных языков, состояла в переписке с учеными мирового значения в области педагогики и психологии. В тридцать четыре года  Монтессори стала деканом кафедры антропологии в Римском университете. На это время приходится обоснование и разработка основ педагогики ее имени – методики воспитания Монтессори. Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году.

М. Монтессори — декан кафедры антропологии Римского университета

В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которая была переведена на десятки языков мира. Идеи гуманистической педагогики Монтессори завоевывали мир. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства.

В 1929 году вместе со своим сыном она организовала Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), которая действует и поныне. Марио стал соратником матери и внес значительный вклад в развитие научной педагогики и распространения гуманистического образования во всем мире. В годы фашизма свободные Монтессори-школы были запрещены в Италии, Испании, их разгромили в фашистской Германии. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уехала сначала в Голландию, потом в Индию, где она жила и работала семь лет.

Мария Монтессори с сыном Марио

В 1950 году всемирно признанному итальянскому педагогу была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее психолого-педагогические исследования были выдвинуты на Нобелевскую премию. Мария Монтессори скончалась в Голландии 6 мая 1952 года.

ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ

Обучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Знаменитый педагог утверждала: если поместить ребенка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно. «Ребенок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения». Человек может достичь своего максимума только через опыт, мысли, чувства, действия. Если ребенок лишен возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, и не станет тем, кем мог бы стать.

Марии Монтессори принадлежат следующие крылатые слова:

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют, – он учится осуждать.
  • Если ребенку демонстрируют враждебность, – он учится драться.
  • Если с ребенком честны, – он учится справедливости.
  • Если ребенка часто высмеивают, – он учится быть робким.
  • Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.
  • Помогайте ребенку, окружая его заботой, сдержанностью и любовью.

Предоставление ребенку самостоятельности не предполагает вседозволенности. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы. Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори. Рабочее пространство делится на несколько зон:

  • Практическая зона, или зона реальной жизни (привитие ребенку навыков ухода за собой и окружающим пространством, обучение поведению в социуме).
  • Сенсорная зона (развитие у малышей мелкой моторики для улучшения памяти и внимания).
  • Математическая зона (работа с геометрическими телами, сравнение и измерение различных предметов).
  • Языковая зона (предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму).
  • Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью (материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов; возможность проводить простые научные эксперименты).

Давно подмечено, что дети, которые занимаются по методике Монтессори, в целом спокойнее и психологически устойчивее. Знаменитый австрийский психолог Зигмунд Фрейд, который был знаком с идеями итальянского педагога, говорил: «Там, где побывала Мария Монтессори, я не нужен».

Мария Монтессори приложила немало усилий, чтобы ее научно-педагогические идеи стали интернациональными, не связанными границами и интересами отдельно взятой страны. Учитывая это, психологи, педагоги и родители, взяв из методики Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л.А.