МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕВЮ «ДАНТЕ И ШЕКСПИР В ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО»

«Мое время далеко ещё впереди …».

2020 год – время празднования 180-летия со дня рождения гениального русского композитора, педагога, дирижёра ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО (07.05.1840 – 06.11.1893). Творчество Чайковского, глубоко национальное и демократичное, — одна из вершин мирового реалистического музыкального искусства.

Несостоявшийся юрист создал множество сказочных опер, балетов и симфоний, и каждое из его произведений — шедевр мирового уровня. Его имя стало популярным не только в России, но и за рубежом, где композитор выступал как дирижер своих симфонических концертов и опер. За полгода до смерти П.И. Чайковский в Англии был возведён в степень почётного доктора Кембриджского университета.

Несмотря на громкую известность за границей, по возвращении Чайковский писал: «… я всё время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой». Композитор всегда подчеркивал неразрывную связь своей музыки с «голубушкой Россией».

В бессмертном музыкальном наследии П.И. Чайковского есть немало произведений, сюжеты которых навеяны мотивами мировой художественной литературы. Особенно сильно притягивало русского композитора творчество итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери (1265 — 1321) и английского гения эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564 — 1616).

Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Уильям Шекспир (William Shakespeare)

Могучий реализм и гражданский гуманизм зарубежных классиков оказались очень близки музыкально-художественным поискам русского композитора. Творения Данте, Шекспира и Чайковского объединяют страстность и трагедийность, глубина идейного замысла и правдивость выражения.

ДАНТЕ И ЧАЙКОВСКИЙ. СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ «ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ» (1876)

Сюжет симфонического произведения был выбран Чайковским под сильным впечатлением от «Божественной комедии» итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери. Также к созданию фантазии композитора сподвигли иллюстрации французского художника Гюстава Доре к бессмертной поэме Данте.

Г. Доре. Франческа и Паоло

Чайковский переложил на музыку песнь V «Ада», где изложена печальная история любви Франчески да Римини и Паоло. По словам самого Чайковского, музыкальное произведение было написано «по собственной инициативе … и неотразимой внутренней потребности».

Чайковского поразил драматизм ужасного возмездия за недолгое счастье влюбленных. Особенно тронула композитора мысль, выраженная Данте устами Франчески:

«… Нет большей скорби, Как вспоминать о времени счастливом в несчастье».

Музыкальный критик Г.А. Ларош так отозвался о симфонической фантазии Чайковского: «Он сумел выдержать мрачный и безотрадный тон, не прибегая к излишествам и не нарушая чувства изящного…».

ШЕКСПИР И ЧАЙКОВСКИЙ. УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» (1870)

В личной библиотеке Петра Ильича Чайковского было полное собрание сочинений великого английского драматурга. Композитор писал: «Прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике — это будет услада моей стареющейся жизни».

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира была создана Чайковским в самом начале творческого пути. Участник «Могучей кучки» Н.А. Римский-Корсаков писал об  увертюре: «До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!».

С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту чувств юных героев, обреченных на гибель из-за косности общественных нравов. Несмотря на печальный сюжет, увертюра  «Ромео и Джульетта» утверждает победу любви и верности над непримиримой враждой и предательством.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ «БУРЯ» (1873)

Из шекспировской пьесы композитор позаимствовал несколько основных мотивов, превратив их в законченное музыкальное целое. Три мира противопоставлены в его «Буре»: холодная и бесстрастная природа, волшебный фантастический мир с добрым и злым началом и мир чистого, большого человеческого чувства. Русский критик В.В. Стасов восторженно отзывался об этом произведении Чайковского: «Что за прелесть Ваша «Буря»!! Что за бесподобная вещь!!»

Советский музыковед-историк Ю.В. Келдыш так увидел отражение морского неистовства в симфонической фантазии П.И. Чайковского: «Сама буря начинается … “вдруг, во всей силе”; достигая на протяжении нескольких тактов бушующей мощи и неистовства, она затем так же быстро, точно по мановению волшебной палочки, стихает и прекращается».

УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ «ГАМЛЕТ» (1888)

Замыслом симфонического сочинения на тему шекспировского «Гамлета» Чайковский заинтересовался еще в 1876 году, когда использовать эту тему предложил младший брат Модест. Однако тогда молодому композитору этот сюжет «хотя весьма понравился, но показался чертовски труден».

Долгое время П.И. Чайковский выражал сомнение, возможно ли вообще создать музыкой, «как бы ни была она могущественна в отношении передачи настроений человеческой души», образ принца Датского – «мрачного скептика, потерявшего верования в хорошие стороны человеческой души».

Гамлет, принц Датский

Но бессмертный герой Шекспира запал в душу композитора. Образ Гамлета был близок Чайковскому его душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой. Свой шедевр, увертюру-фантазию «Гамлет», Петр Ильич посвятил норвежскому композитору Эдварду Григу.